девизы французских дворянских родов

Т. Т. Завирова из истории дворянских родов храповицких и жеребцовых

Т.Т. Завирова

Род Храповицких происходил от белорусской дворянской фамилии герба Годзава и был внесен в IV часть родословной книги Виленской губернии. Две ветви этого рода владели поместьями в Смоленском воеводстве. После освобождения в XVII в. русских земель от Речи Посполитой, род Храповицких принял русское подданство и православие, пополнив ряды смоленского дворянства.

Фамилия Храповицких получила широкую известность в России, а военная профессия стала семейной традицией для представителей этой династии, считавшей службу Родине своим святым долгом и честью

В Вязьму и уезд охотно выселялись жители других уездов Смоленской губернии, дольше, чем Вяземский, находившиеся во власти Польши. В числе таких переселенцев были Храповицкие, появившиеся в Вяземском уезде примерно в 1650-х годах

Семен Яковлевич Храповицкий, отставной офицер, служивший еще при Великой Екатерине, в 1812 г. был предводителем юхновского дворянства. Этот почтенный старец, пользуясь доверием и уважением, собрал ополчение до 2000 человек. Из самых расторопных дворовых людей сформировал конные разъезды, которые доставляли корреспонденцию, проводили разведку, охраняли свои главные силы, расположенные на южном берегу р. Угры, в районе Юхнова, тем самым, прикрывая дорогу на Калугу. Командирами ополчения Храповицкий назначал отставных военных дворян, не пожелавших оставаться дома и довольствоваться «ношением охотничьих кафтанов, перепоясанные саблями и с пистолетами за поясом»

В самом Юхнове Храповицкий за свой счет устроил лазарет, а также продовольственные склады, которые снабжали припасами проходившие войска. Денис Давыдов ходатайствовал о награждении юхновского предводителя, стараниями которого «партия моя ни единого дня ни в чем нужды не имела, раненые получали пользование, пок

Источник

Гербы, девизы и военный клич

Происхождение гербов. Происхождение гербов как символических знаков, по которым можно распознавать во время боя вождя, племя, народ, скрывается в глубокой древности. Они были не выдумкой тщеславия, а справедливым возмездием или чествованием личных заслуг. Независимо от этого ими искони отличались отдельные лица, колена, города, царства и народы, как один от другого, так и благородные от неблагородных, знатные от незнатных. [13] Но чаще всего они служили сборными пунктами разбитых, рассеянных войск, приметами распознавать своих. В те времена, когда еще не были придуманы мундиры и когда вооружение скрывало даже лица, без подобных отличий противники и предводители со своими воинами легко могли перемешаться на поле брани или на многолюдных ристалищах. Поэтому в древности такие отличительные знаки были в большом ходу. Египтяне, народ во всем таинственный, испещряли храмы, дворцы и памятники иероглифами. В египетском стане на берегу Нила и потом на Иордане евреи распознавали свои двенадцать колен по условным знакам. Ассирийцы изображали на своих знаменах голубя, потому что птица эта на их языке называлась именем Семирамиды. Золотой орел помещался на щитах мидян и персов; на монетах афинян была сова, а на монетах карфагенян — конская голова.

Тысячи символических знаков находим мы в эти героические времена. Эсхилл украшает ими щиты семи вождей, сражающихся под Фивами. «Каждый из семи героев предводительствовал особым отрядом и отличался своим щитом. Тидей носил на своем щите такую эмблему: вычеканенное небо, усеянное звездами, между которыми выделялось блеском одно светило. Второй вождь, Капаней, имел на щите изображение обнаженного человека, несшего в руках горящий факел с девизом: „Сожгу город“. У третьего на щите вооруженный воин взлезает по лестнице на неприятельскую башню и в девизе объявляет, что сам Марс ег

Источник

Родовые дворянские титулы и прозвания в России

Экономическая дифференциация среди дворянства наглядно показывает разнородность дворянского сословия. Важным фактором, разделяющим дворян, было также наличие титула, деление на титулованную знать (князей, графов, баронов) и нетитулованное дворянство (большинство сословия) всегда присутствовало в жизни дворянского общества.

Родовые титулы появились в средневековой Европе для обозначения степени вассальной зависимости от сеньора. В новое время ни в России, ни в Европе обладание титулом не приносило его владельцу никаких особых юридических прав, титул давал возможность приобщиться к избранному кругу, был показателем либо знатности рода, либо особых заслуг перед престолом.

На Руси вплоть до XVIII столетия существовал лишь княжеский титул, который передавался по наследству. Титул князя означал принадлежность к роду, который когда-то управлял определенной территорией страны. У славян князьями называли предводителей дружины, а затем правителей отдельных земель — княжеств.

С XI в. княжеский титул принадлежал лишь потомкам Рюрика, правившим в различных землях. В XIV в. на русскую службу переходят потомки литовской великокняжеской династии — Гедиминовичи. В Московском государстве ХVII в. княжеским титулом обладали потомки этих двух родов — Рюриковичи (Оболенские, Волконские, Репнины, Одоевские, Гагарины, Вяземские и др.), Гедиминовичи (Куракины, Голицыны, Хованские, Трубецкие), а также некоторые потомки золотоордынской знати и кавказских родов (Урусовы, Юсуповы, Черкасские). Всего насчитывалось 47 княжеских родов.

До XVIII в. княжеский титул передавался только по наследству, его нельзя было получить в качестве царской милости. Пожалование княжеским титулом впервые происходит при Петре I, когда А. Д. Меншиков в 1707 г. стал им

Источник

Головиным, Мясоедовым, Абатуровым, Кареевым, Кисловским, Кожиным, Осоргиным, Пестриковым, Резановым, Селивановым, Сипягиным, Сушковым, Языковым и многим другим благородным предкам моим посвящается.

Полный список дворянских родов Российской Империи (титулованное и столбовое дворянство)

Приходится видеть немало необоснованных претензий разных лиц на дворянство (при том, что оное в России не существует вот уже 100 лет), или на происхождение от того или иного дворянского рода, равно как и на дворянские титулы (некоторые из которых вообще никогда не принадлежали той или иной семье). Вот почему возникла идея данного списка, поскольку автору не удалось нигде обнаружить подобного, который был бы в достаточной степени полон и целиком логичен.

Этот список включает в себя лишь роды потомственных дворян, причём для начала будут приведены лишь титулованные роды (в том числе, роды получившие свой титул от иностранных государей и иностранные титулованные дворяне, при условии, что их титул был официально признан в России) или древние («столбовые», до 1685) роды Российской империи, то есть дворянские роды, входившие, соответственно, в V-ую и в VI-ую части родословных книг по губерниям, см. стр. Различия среди дворянства ). Таким образом, данный список покрывает, вероятно, лишь около 15% дворянских родов (но по остальным информация значительно более доступна, т.к. роды, возникшие в XVIII и XIX вв. недавние, факт вхождения их в потомственное дворянство всегда прекрасно документирован и все их 2-6 поколений легко отслеживаются по дворянским родословным книгам соответствующих губерний).

потомственные дворяне первых четырёх частей родословных книг (получившие дворянство по пожалованию после 1685, или же за выслугу в армии или по гражданской службе, а также нетитулованные иностра

Источник

(Возможны неточности,т.к. у меня не хватило времени-грамотности, чтобы проверить, но поскольку ничего более грамотно построенного я не нашла, использую эту статью)

Император, лат., в республиканском Риме почетный титул, дававшийся победоносному полководцу, впервые Сципиону Африканскому; с Августа и в особенности со II века - правитель государства. Титул исчез на западе с падением запад. римской империи 476, но сохранился в восточн. римской империи до ее падения. Восстановил его на западе Карл Великий 800, короновавшись в Риме. Короли германские носили титул И. Священной Римской империи, сперва лишь тогда, когда короновались в Риме (начиная с Оттона I 962). В России Петр В. принял титул И. 1721, и с тех пор его носят русские монархи. 1804 Франц 1 австрийский принял титул "апостолического И."; его носят и его наследники. 1809-89 империей была Бразилия, 1804-14 и 1852-70 Франция; с 1871 король прусский носит титул И. Германского, с 1876 королева великобританская есть вместе с тем императрица индийская; с 1877 турецкий султан носит титул И. османов. Титул И. дается также правителям Китая, Японии, Сиама, Абиссинии, Марокко; он же существовал недолго на острове Гаити и в Мексике.

Само слово "король" относительно молодое и появилось только после правления Карла Великого, первого императора Священной Римской Империи германской нации. Собственно, слово и происходит из его имени: Карл (лат. Carolus). Кроме того, можно считать, что слово восходит к древнегерманскому "Кuning", которое происходит от слов "kuni, kunne" (старейшина рода), а еще дальше к греческому "genos". Кроме того, в происхождении используется латинское rex (ж.р. - "regina" = "царь и жрец", произошедшее от слова "reg" (что-то из жреческих обрядов). Отсюда и французское "roi".

как врач считает время родов
Image caption Фотографию с траурной лентой долгое время прятали от трехлетней Насти. Взрослые не знали, как объяснить, куда делась мама

За последние пять лет количество уголовных дел против врачей выросло

Один из высших титулов представителей аристократии. В настоящее время соответствие термина "принц" в западноевропей

Источник

Правительство Амурской области

В государственном архиве Амурской области хранится немало документов, датированных XIX столетием, книг и других раритетов. Среди них – первый том «Истории родов русского дворянства», изданный в Санкт-Петербурге в 1886 году. Автор книги – П.Н. Петров, почетный вольный общник Императорской академии художеств и действительный член Императорского русского археологического общества.

В первый том вошли «339 прозваний с 32-мя родословными таблицами и 150-ю гербами фамилий, кроме гербов территории, трех видов государственной печати и государственного знамени».

В предисловии автор обозначает основную цель данного труда, которая заключается в следующем: «…облегчить разработку отечественного прошлого, в котором недостаточность выяснения родовых прав князей Рюрикова рода лишает философию истории во многих случаях разгадки прямых поводов событий удельного периода, заставляя относить явления общественные к личному произволу. Поставить исследование родовых отношений на принадлежащее ему по праву первое место…». Русь, как пишет далее П.Н. Петров, «дольше, чем какая-либо другая страна держалась крепостью родового начала…».

I часть- «Рюриков род. Князья природные и от них происшедшие дворяне». Часть состоит из семи разделов: 1 – «Потомство св. Михаила Черниговского», 28 родов; 2 – «Потомство Владимира Мономаха» (в двух ветвях, 109 родов. Старшая и младшая ветви); 3 – «Князья Суздальско-Нижегородские и их 7 родов»; 4 – «Князья мелких московских уделов»; 5 – «Князья Тверские, 8 родов»; 6 – «Князья Мерьского-Галича»; 7 – «Князья Стародубские, 18 родов».

как готовится к родам питание
Как определить, беременны вы или нет, не дожидаясь, когда тест покажет две заветные розовые полосочки? А может быть вы уже смогли разглядеть в себе небольшие изменения? Как, еще до того как произойдет задержка менструал

II часть- «Знать инородческая в России». Князья природные. Пять отделений: «Князья литовского происхождения», «Три рода князей, считаемых природными, европейского происхождения», «Княжеские роды инородческих племен неевропейского происх

Источник

Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Иногда девизы размещаются в гербе без ленты, если щит круглый, девиз обычно пишется вокруг щита. Очевидно, основой для девиза первоначально мог служить рыцарский боевой клич (как например "Crom boo", девиз герцогов Фицджеральдов, означающий "Кром (старый родовой замок) навсегда! "), но девизом может быть короткое высказывание, напоминающее о каком-то важном историческом событии. или выражающее кредо владельца герба. Текст девиза может быть зашифрован и понятен только посвящённым.

В западной геральдике было принято писать девизы на латыни, хотя это правило не обязательно. Смысл некоторых старинных девизов вообще невозможно понять - либо история не сохранила данных о событиях, о которых говорил девиз, либо в силу различных обстоятельств фраза искажалась, в неё вкрадывались ошибки. Девиз не является обязательной и постоянной частью герба, поэтому владелец может изменять его по своему желанию. При составлении новых гербов девиз всегда включается. В государственных монархических гербах девиз иногда помещается на сени - шатре, располагающемся над мантией. Цвета ленты и букв должны соответствовать основным цветам и металлам герба.

Девиз - краткое изречение, помещенное, как правило, на ленте, распо-ложенной под щитом. Девиз мог быть написан на любом языке - чаще употреблялся либо национальный, либо латинский. В российской гераль-дике около 1000 гербов с девизами. В редких случаях один и тот же девиз мог быть избран разными гербовладельцами.

Девиз выражал главную мысль действия и поступков владельца герба. Он мог выражать религиозные, рыцарские чувства (например: "С нами бог", "С боя за братьев во Христу"), а также верное государю ("Без лес-ти предан" - девиз Аракчеева). Девизы могли иметь, связь с фигурами в щите ("Не остановлюсь" - девиз Майковых и связан со скачущим конем, изобра

Источник